Кого маркировать?
Вопрос обязательной маркировки контента вызывает много вопросов у авторов и редакций. Чтобы разобраться, кого именно нужно маркировать, необходимо обратиться к первоисточникам — законодательным актам Российской Федерации.
Ориентируемся на закон: статья 13.15 КоАП РФ
Основная ответственность за отсутствие обязательной маркировки в средствах массовой информации установлена статьей 13.15 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В контексте маркировки ключевое значение имеют пункты 2 и 2.1 этой статьи.
Пункт 2: Распространение информации об организации, включенной в опубликованный перечень организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими, или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующая организация ликвидирована или ее деятельность запрещена.
Пункт 2.1: Распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) либо производимых ими материалов без указания на статус иностранного агента влечет наложение административного штрафа и т.д.
Что это значит на практике?
📋 Пункт 2: Экстремисты и террористы
Речь идет исключительно об организациях, признанных:
- Экстремистскими
- Террористическими
Важно: В реестрах нет физических лиц, только организации. Конкретных людей маркировать не нужно.
🏷️ Пункт 2.1: Иностранные агенты
Требует маркировки информации об:
- Иностранных агентах-организациях
- Иностранных агентах-физических лицах
- Материалах, произведенных иностранными агентами
Где проверять: официальные реестры
🔍 Экстремистские и террористические организации
Источник: Официальный сайт ФСБ России
Основание: Решения судов, признающие организации запрещенными на территории РФ
Особенность: Только организации, физических лиц нет
🌐 Иностранные агенты
Источник: Реестр Министерства юстиции РФ
Основание: Закон об иностранных агентах
Особенность: Включает как организации, так и физических лиц
Почему список Росфинмониторинга не подходит для маркировки?
⚠️ Важное отличие
Реестр Росфинмониторинга не является основанием для обязательной маркировки в СМИ и создан для совершенно других целей.
| Критерий | Реестры для маркировки (Минюст, ФСБ) | Реестр Росфинмониторинга |
|---|---|---|
| Цель создания | Информирование о статусе организаций и лиц для СМИ и граждан | Блокировка операций и пресечение финансирования терроризма |
| Правовая основа | Статья 13.15 КоАП РФ, законы об иностранных агентах и противодействии экстремизму | Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» |
| Основание для включения | Решение суда (для экстремистов/террористов) или решение Минюста (для иноагентов) | Решение сотрудников Росфинмониторинга на основе оперативных данных |
| Использование в СМИ | Обязательно для маркировки контента | Не используется для маркировки |
💡 Ключевой вывод
При подготовке публикаций следует ориентироваться исключительно на официальные реестры:
- Минюста РФ — для проверки иностранных агентов
- ФСБ России — для проверки террористических и экстремистских организаций
Реестр Росфинмониторинга предназначен для внутреннего использования финансовыми организациями и не должен применяться для определения необходимости маркировки контента.
📝 Практическая рекомендация
Регулярно проверяйте актуальные версии реестров перед публикацией материалов. Автоматизированные сервисы проверки могут значительно упростить этот процесс и помочь избежать юридических рисков.